История науки охватывает развитие науки с древних времен до настоящего времени. Она охватывает все три основные отрасли науки: естественную, социальную и формальную.

Самые ранние корни науки можно проследить в Древнем Египте и Месопотамии примерно с 3000 по 1200 год до нашей эры. Их вклад в математику, астрономию и медицину вошел в греческую натурфилософию классической древности и сформировал ее, в результате чего были предприняты официальные попытки дать объяснения событиям в физическом мире, основанные на естественных причинах. После падения Западной Римской империи знание греческих концепций мира ухудшилось в говорящей на латыни Западной Европе в первые века Средневековья (400-1000 гг. н.э.), но продолжало процветать в говорящей на греческом языке Восточной Римской (или Византийской) империи. Благодаря переводам греческих текстов эллинистическое мировоззрение было сохранено и впитано в арабоязычный мусульманский мир во время исламского золотого века. Восстановление и ассимиляция греческих трудов и исламских исследований в Западной Европе с 10 по 13 век возродили изучение естественной философии на Западе.

Естественная философия была преобразована во время научной революции в Европе 16-17 веков, поскольку новые идеи и открытия отошли от прежних греческих концепций и традиций. Возникшая новая наука была более механистичной по своему мировоззрению, более интегрированной с математикой и более надежной и открытой, поскольку ее знания основывались на новом научном методе. Вскоре последовали новые “революции” в последующие столетия. Химическая революция 18 века, например, ввела новые количественные методы и измерения для химии. В 19 веке в центре внимания оказались новые перспективы, касающиеся сохранения энергии, возраста Земли и эволюции. А в 20 веке новые открытия в генетике и физике заложили основы для новых дисциплин, таких как молекулярная биология и физика элементарных частиц. Более того, промышленные и военные проблемы, а также растущая сложность новых исследовательских проектов вскоре возвестили о наступлении эры “большой науки”, особенно после Второй мировой войны.

Подходы к истории науки

Природа истории науки (и, как следствие, определение самой науки) является предметом дискуссий. История науки часто рассматривается как линейная история прогресса, но историки показали, что история более сложная. Наука - это человеческая деятельность, и научный вклад был внесен людьми из самых разных слоев общества и культур. Наука все чаще рассматривается как часть глобальной истории обмена, конфликтов и сотрудничества.

Отношения между наукой и религией характеризовались, среди прочего, терминами “конфликт”, “гармония”, “сложность” и “взаимная независимость”. События в Европе, такие как дело Галилея в начале 17 века, связанные с научной революцией и эпохой Просвещения, побудили таких ученых, как Джон Уильям Дрейпер, выдвинуть (около 1874 г.) конфликтный тезис, предполагающий, что религия и наука находились в конфликте методологически, фактически и политически на протяжении всей истории. С тех пор тезис о конфликте утратил популярность среди большинства современных ученых и историков науки. Однако некоторые современные философы и ученые, такие как Ричард Докинз, Лоуренс Краусс, Питер Аткинс и Дональд Протеро, все еще придерживаются этого тезиса.

Историки подчеркивали, что доверие необходимо для согласования утверждений о природе. В этом свете учреждение Королевского общества и его кодекса экспериментов, заслуживающих доверия, поскольку свидетелями их были его члены, стало важной главой в историографии науки. Многие люди в современной истории (как правило, женщины и цветные) были исключены из элитных научных сообществ и характеризовались наукой как неполноценные. Историки в 1980-х и 1990-х годах описали структурные барьеры для участия и начали восстанавливать вклад незамеченных личностей. Историки также исследовали повседневные методы науки, такие как полевые работы и сбор образцов, переписка, рисование, ведение записей и использование лабораторного и полевого оборудования.